Что такое 3PL Логистика?

3PL (Third-Party Logistics) в переводе с английского означает «Сторонняя логистика». Иными словами, логистические услуги, которые можно осуществлять силами своей компании, были переданы третьему участнику.

Но ведь существуют 1, 2, 3, 4 и 5 PL?
Ниже мы кратко разберем все виды PL. Некоторые детали могут отличаться, в зависимости от направления деятельности и размера компании, однако суть в следующем:

1 PL – Компания продала товар, обработала его на своем складе и используя свой транспорт доставляет товар клиенту. Обычно так работают небольшие сельскохозяйственные предприятия, когда доставляют товар жителям своей округи.

2 PL – Компания продала товар, обработала на своем складе товар и привлекла только транспортную компанию для доставки товаров до покупателя. Так поступают большинство небольших компаний по всему миру, которые обслуживают своих клиентов.

3 PL – Компания продала товар и для обработки своего товара уже привлекает стороннюю логистическую компанию. 3PL оператор, как правило, хранит товар на своем складе, перемещает, упаковывает и отправляет его конечному покупателю

4 PL – В данном случае вообще все логистические процессы компании переданы стороннему оператору. Обычно такая схема применяется для крупного бизнеса. 4 PL оператор вовлечен: в закупку сырья и товаров; планирование поставок; поиск контрагентов, проработку маршрутов и так далее.

5 PL – В данной бизнес-модели, 5 PL оператор берет также на себя сбыт продукции. То есть, 5 PL – это 4 PL плюс сбыт товара. Такую модель применяют некоторые розничные сети и маркет-плейсы. По сути, вы решаете какой товар закупать и вкладываете деньги, всё остальное за вас делает 5PL оператор. Закупает товар, доставляет к себе на склад, обрабатывает, продаёт по своим каналам и доставляет клиенту.

Далее мы разберем некоторые важные детали 3PL услуг.

Очень часто предприниматели и крупный бизнес приходят к решению, что хранить свой товар, перемещать его по складу, упаковывать, маркировать и доставлять конечному покупателю выгодней не самому, а с помощью другой компании. Таким образом, в цепочке между производителем и покупателем возникло ещё одно звено – логистическая компания (например, Делояр). Именно этот третий участник и будет работать с вашим товаром. Как правило, покупатель даже не будет знать, что его заказ был обработан и выслан не самим продавцом, а совсем другой компанией. В данном случае Делояр и выступает в качестве 3PL оператора.

Как развивалась 3PL логистика?
По мере роста бизнеса и расширения мировых рынков в конце 1960-х годов, многие крупные компании стали передавать логистические задачи внешним компаниям. Причина в том, что увеличивались продажи за пределами той страны, в которой была зарегистрирована компания. Вставал вопрос, что нужно открывать полноценное представительно в другой стране. А это означает: брать в аренду или покупать офисное, складское помещение, привлекать отдел по набору сотрудников, вести бухгалтерию в соответствии с законами этой страны, платить зарплаты, иметь штат налоговых консультантов и юристов, либо…найти компанию, у которой всё это уже есть.

Посчитав все издержки и трудозатраты, бизнес пришёл к выводу, что намного выгодней сотрудничать с 3 PL компанией. Одним из ключевых факторов привлечения 3PL компаний является то, что покупатели хотели получать товар быстрее. До 1960-х годов заказывая по каталогу товар из-за границы, человеку приходилось ждать около 1 месяца (а в случае морской перевозки ещё дольше) пока придет его заказ. Привлечь новых клиентов при таких условиях было довольно сложно. Нужно было найти решение, при котором клиент заказывая товар из (условной) Японии мог его получить во Франции почти также быстро, как он бы его заказал у французской компании. А именно, за 3-5 дней. Именно в этот период времени и стали образовываться компании, которые предоставляли не просто складские слуги, а именно логистические. Ближе к концу 1980-х годов уже была сформирована отдельная бизнес-модель именно 3PL услуг.

В 1990-х 3PL компании получили очень серьёзную поддержку со стороны цифровых технологий. В мире стали появляться интернет-магазины и маркетплейсы, что увеличило количество клиентов. Однако и поставщики логистических услуг стали совершенствовать свои процессы. Стало возможным намного точнее отслеживать и контролировать товарные потоки, бизнес-процессы стали намного эффективней, что привело к большей удовлетворённости как заказчиков 3PL услуг, так и конечных потребителей.

В данный момент многие 3PL операторы располагают более эффективными IT-системами по работе как с готовым товаром, так и со складом, нежели сами производители. Дело в том, что сфера логистики предполагает наивысшую степень гибкости и скорости для большого числа клиентов. Этот факт заставляет 3 PL компании вкладываться в сложные программные продукты и детальную отработку всех бизнес-процессов. Именно этот фактор и делает 3PL оператора выгодным бизнес-парнером в любой точке мира.